Ледокол Москва

 

 

В I960 г. вступил в строй ледокол Москва,
построенный в Финляндии по заказу Советского Союза. Позже построены однотипные ледоколы Ленинград (1961 г.), Киев (1965 г.), Мурманск (1968), Владивосток (1969). Ледоколы этого типа являются самыми мощными современными дизель-электрическими ледоколами. Они хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в Арктике и в неарктических замерзающих морях.

Ледокол Москва — трех винтовое судно с тремя непрерывными палубами и удлиненным баком.

Поперечные переборки делят судно на десять водонепроницаемых отсеков. Продольные переборки образуют бортовые цистерны в районе машинных отделений. От форпика до ахтерпика простирается двойное дно, в отсеках которого размещаются балластная вода, жидкое топливо, смазочное масло и пресная вода. В носовой части под платформой оборудованы диптанки; имеются две пары дифферентных цистерн и четыре пары креновых, четыре небольших грузовых трюма, а также специальные помещения для хранения провизии и других запасов.

В кормовой части удлиненной палубы бака оборудованы посадочная площадка для вертолета и ангар.

Корпус целиком сварной из сименс-мартеновской стали марок HOAG-44-FK и Coltuf 28. Система набора поперечная. Толщина наружной обшивки постепенно увеличивается от 22 в днищевой части до 40 мм по ледовому поясу в средней части и до 52—54 мм в носу. Ледовый пояс простирается на 1 м выше ватерлинии, соответствующей максимальной осадке, и на 2,5 м ниже ватерлинии при минимальной осадке. В носовой части ледовый пояс доходит до киля.

Между нижней палубой и двойным дном до 33-го шпангоута в нос идут три стрингера, в корму — два. Между средней и нижней палубами от носа до кормы проходит один стрингер.

Форштевень V-образного сечения с литым ребром в нижней части выполнен из сваренных встык стальных отливок, в верхней части — из стальных листов. Ахтерштевень из литой стали доведен до нижней части буксирного выреза. Верхняя часть ахтерштевня имеет выступ для защиты руля.

Руль изготовлен из литой стали с кованым баллером диаметром 540 мм. Буксирный вырез в корме снабжен дубовыми привальными брусьями, на которые уложены кранцы с двойной оплеткой из стальных и пеньковых тросов.

Жилые помещения рассчитаны па 126 человек; кроме того, имеется 26 запасных мест. Команда размещается в одно- и двухместных каютах. В жилых помещениях и аккумуляторных отопление водяное, а в машинном отделении, мастерских и кладовых — паровое; в рубках, центральном посту управления электрическое. Жилые и служебные помещения оборудованы вентиляцией высокого и низкого давления.

Грузовыми средствами служат два полноповоротных электрических крана грузоподъемностью 1,5 тс, установленных на палубе бака, и два крана грузоподъемностью по 10 тс — в кормовой части судна. Якорное устройство включает три становых якоря Холла весом по 4600 кг каждый, стоп-анкер весом 1650 кг, верп — 500 кг, ледовые якоря — 300 и 100 кг, две якорные цепи калибром по 68 мм и длиной по 300 м. На палубе бака установлено два шпиля с электроприводами мощностью по 52 квт, обеспечивающие одновременный подъем двух якорей с глубины 80 м со скоростью 12 м/мин. Для выполнения швартовных операций в корме предусмотрен электроприводной шпиль с тяговым усилием 3000 кгс. Автоматическая буксирная лебедка, установленная в закрытом помещении, имеет два барабана, рассчитанные па тяговые усилия 60 и 30 тс, и две турачки по 5 тс.

Электрогидравлическая рулевая машина при работе двух насосных агрегатов обеспечивает перекладку руля на полном ходу в чистой воде за 20 сек, при работе одного агрегата —за 30 сек.

Дифферентная система обслуживается двумя центробежными самовсасывающими насосами производительностью по 5000 л/ч и напором 12 м вод. ст. Время перекачки с носа на корму 30 мин. Предусмотрено 16 клинкетных дверей, имеющих электрический привод с мостика и ручное управление. Ледокол имеет четыре спасательные шлюпки (две вместимостью по 70 человек и две— по 60 человек), установленные на шлюпбалках гравитационного типа, а также два катера, которые спускают на воду кранами.

Энергетическая установка состоит из восьми дизель-генераторов. В качестве главных двигателей установлены девятицилиндровые нереверсивные двухтактные дизели "Вяртсиля-Зулъцер" типа 9МН-51. Главные дизели ледокола вращают генераторы постоянного тока мощностью 2150 квт. Генераторы питают током три главных электродвигателя: два бортовых одноякорных мощностью по 5500 л. с. и средний двухъякорный мощностью 11 000 л. с. Регулирование скорости вращения гребного электродвигателя и реверс осуществляются изменением величины и направления тока возбуждения главных генераторов. Время реверса гребной установки с (полного вперед» на «полный назад» составляет 8—9 сек.

Гребные валы в районе дейдвудных труб облицованы оловяннистой бронзой. Дейдвудные трубы стальные литые с бронзовыми втулками, облицованными тефлоном. Гребные винты со съемными лопастями изготовлены из мартеновской стали с присадкой 3% никеля. Диаметр бортовых винтов 4,82 м, а среднего 5,80 м; шаг — соответственно 3,86 и 4,06 м.

Судовая электростанция состоит из шести синхронных дизель-генераторов трехфазного переменного тока мощностью по 350 кВт при напряжении 400 в. Предусмотрен стояночный и аварийный дизель- генераторы.

Ледоколы типа Москва начиная с 1960 Г. регулярно участвуют в летних арктических навигациях на трассе Севморпути, а зимой обеспечивают круглогодичную навигацию в портах Ленинград и Нагаево. Их эксплуатация продолжается практически круглый год. По эффективности работы ледоколы типа Москва намного превосходят ледоколы типа Капитан Белоусов, в то время как стоимость их эксплуатации лишь немногим больше. В целом конструкцию этих ледоколов следует признать удачной.


 



 

 

Ледоколы мира

Ледоколы мира.


Главная
Схема
ледокол Москва
ледокол

Основные характеристики ледоколов
Длина наибольшая.............. 122,1 м
Длина по КВЛ................ 112,4 м
Ширина:
наибольшая................ 24,5 м
по КВЛ.................. 23,5 м
Высота борта:
до верхней палубы............ 14,0 м
до главной палубы............ 11,5 л
Осадка:
при минимальных запасах......... 7,9 м
по КВЛ.................. 9,5 л
наибольшая................ 10,5 м
Водоизмещение по КВЛ............ 13290 т
Дедвейт.................... 4220 т
Коэффициент общей полноты ......... 0,51
Мощность:
на фланцах главных двигателей...... 26 000 л. с.
на гребных валах............. 22 000 л. с.
Скорость на чистой воде........... 18,6 уз
Тяга гребных винтов на швартовах:
при переднем ходе ............ 226,0 тс
при заднем ходе.............. 141,0 тс
Численность команды............. 109 чел
 

Hosted by uCoz