ледокол история

Ледоколы мира, история и современность

Ледоколы и Арктика.

Ледоколы России.


Пайлот
Ермак
Красин

Сибирь
Сибиряков
Илья Муромец
Капитан Белоусов
Василий Прончищев
Москва
Ленин

Ледоколы мира.


Аргентина
Германия
Дания
Канада
Польша
США
Финляндия
Швеция
Япония
ледокол арктика

Ледокол, судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение ледокола - разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) др. судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания. Различают ледоколы морские, в том числе арктические (полярные), предназначенные для особо тяжёлых льдов полярных бассейнов, и ледоколы озёрные и речные.

При встрече с ледовым полем ледокол «вползает» носовой частью на кромку льда и проламывает его создающимся при этом вертикальным усилием (силой тяжести). Продолжая движение, ледокол преодолевает сопротивление взломанного льда в образовавшемся канале, расширяет его, обламывая, раздвигая и притапливая лёд бортами, затем повторяет тот же цикл движений. Практически цикличность выражена слабо и движение ледокол можно рассматривать как непрерывное. При плавании в битых льдах ледокол раздвигает отдельные мелкие льдины и разрушает крупные. Если ледовый покров не может быть разрушен при непрерывном движении ледокола, прибегают к разрушению льда ударами (набегами), для чего ледокол отходит назад и набирает скорость. Ледокол, «вползая» носовой оконечностью на лёд, может застрять (заклиниться). Движение даже наиболее мощных ледоколов нередко приостанавливается ледовыми сжатиями. Для освобождения от заклинивания наряду с др. мерами применяют дифферентование или кренование (т. е. продольное или поперечное наклонение корпуса ледокола), для чего перекачивают попеременно воду между предусмотренными для этого цистернами - дифферентными (носовыми и кормовыми) или креновыми (бортовыми) или же производят одновременную откачку балластной воды из дифферентных цистерн, что позволяет ледоколу всплыть. Небольшие речные ледоколы иногда оборудуют вибрационным (раскачивающим) устройством, которое вызывает колебательные движения корпуса во льду, повышающие эффективность разрушения льда.

В зависимости от сложности ледовой обстановки в канале за одним ледоколом следует одно или несколько судов. В тяжёлых льдах, препятствующих движению проводимого судна, ледокол берёт его на буксир, обычно вплотную за кормой. Для одновременной проводки ряда судов (каравана) нередко используют 2 или несколько ледоколов

Так называемые ледовые качества ледокола определяются ледовой ходкостью, манёвренностью и некоторыми конструктивными особенностями. Критерием для сравнительной оценки качеств ледоколов обычно служит их ледопроходность, т. е. способность продвигаться в определённых ледовых условиях с обусловленной скоростью хода. Назначение и условия использования ледокола определяют и требования к их конструкции.

Носовая оконечность ледокола имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20-30°, позволяющий ледоколу «вползать» на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении ледокола, а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5-5) обеспечивает как хорошую манёвренность ледокола во льдах, так и прямолинейность канала.

Корпусу ледокола (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов др. назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.

Энергетическая установка ледокола рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим значительное распространение в современном ледоколостроении получили энергетические машинные установки с электропередачей на гребные винты. В качестве главных двигателей используются среднеоборотные дизели и паровые турбины (возможно использование газовых турбин). Применение атомной энергии позволило создать ледокол с энергетическими установками большой мощности, практически неограниченной автономности плавания. (В СССР в 1959 введён в эксплуатацию первый в мире атомный ледокол «Ленин».)

Ледокол строят обычно с 2 или 3 гребными винтами усиленной прочности. У некоторых ледоколов, помимо кормовых винтов, 1 или 2 гребных винта располагаются в носовой части, что повышает их ледопроходимость в определённых условиях, но не позволяет работать ударами.

Морские суда, предназначенные для самостоятельного плавания в морях полярных бассейнов и для следования за Ледокол в особо тяжёлых льдах, называются ледокольными судами (ледокольно-транспортные или др. назначений).

История мореплавания в северных морях насчитывает более тысячи лет. Однако активная борьба со льдом оказалась возможной только после того, как начали строить металлические суда с механическим двигателем. Первым Ледокол современного типа был небольшой пароход «Пайлот» мощностью 44,2 квт (60 л. с.), принадлежавший русскому промышленнику Бритневу и успешно совершавший в 1864 рейсы в ледовых условиях между Кронштадтом и Ораниенбаумом. На этом судне впервые был применен наклон подводной части носовой оконечности по образцу поморских торосных лодок, позволявший судну «вползать» носовой оконечностью на лёд и разрушать его своей тяжестью. По примеру «Пайлота» речные ледоколы начали строиться в Германии для порта Гамбург, а затем и в др. странах. Это были небольшие суда мощностью 110-960 квт (150-1300 л. с.). В 1899 был построен первый в мире арктический Ледокол «Ермак» мощностью 6,6 Мвт (9 тыс. л. с.).

Многие советские ледоколы и ледокольные суда («Красин», «Литке», «Седов», «Сибиряков» и др.) сыграли большую роль в освоении Арктики.

Мощность главных механизмов и водоизмещение ледокола изменяются в широких пределах в зависимости от их назначения; у построенных до 1973 арктических ледоколов достигают: 30 Мвт (44 тыс. л. с.) и около 19 тыс. т. Повышение эффективности ледоколов связано с дальнейшим совершенствованием их конструкции, созданием специальных устройств для улучшения ледовой ходкости и манёвренности, обеспечением активности при сжатиях льда и заклинивании, защиты гребных винтов от повреждения и очистки канала от обломков льдин. Наиболее значительный ледокольный флот имеется у СССР, США, Канады, Финляндии, Швеции, Дании.

 Ледокол Ермак

Впервые мысль о создании полярного ледокола Макаров высказал своему другу профессору Морской академии Ф. Ф. Врангелю в 1892 году, когда Нансен энергично готовился к историческому плаванию. Как государственный деятель Макаров понимал, что корабль, способный активно работать во льдах, для России жизненная необходимость, поскольку удлинение сроков арктической навигации неизмеримо расширит торговые возможности и экономические связи огромной северной державы.

Как военный руководитель и флотоводец адмирал хорошо представлял, насколько важно для России иметь морской путь, связывающий восточную часть страны с западной и при этом полностью лежащий в пределах территориальных вод Российской империи. далее


Техника молодежи

Историческая серия

1976
- Первые Советские ледоколы

Морской музей
Ледоколы

1993
- Пращур арктического флота
- Первые экспедиционные
- Нарекаю тебя «Фрамом»!
- «Ассистент» спешит на помощь
- «Опыт»,оказавшийся неудачным
- Продлить навигацию
- «Гамбурские» ледоколы
- ...забытое старое
- Вислинские «Ледодавы»
- Ледоколы для Эльбы
- Первые финские
- «Брюдерен», по-нашему ледокол
1994
- Первопроходец СМП
- По совместительству
- Последний из «варягов»
- 60 лет в строю - ледокол «Надежный» («Капитан Давыдов»)
- Портовые и многоцелевые ледоколы
- Ледокол Ермак - первый арктический
- Американский вариант ледокола с носовым винтом
- Портовые ледоколы
- Великолепная семерка - суда ледового плавания
- "Таймыр" и "Вайгач" суда ледового плавания
1995
- Рельсы на палубе - ледокольные паромы
- Речные буксиры ледокольного типа
- Ледорез «Федор Литке»
- Ледокол «Красин»
- Паровые линейные ледоколы «русского типа»
- Первые электроходы
- Ледокольно-транспортные теплоходы
- Канадские ледоколы
- Ледокол "Войма" и потомки
- Лесовозы и снабженцы
- Исследователи ледового класса
- Атомоходы третьего поколения
1996
- Победители льдов
     
  Литература:
Суда ледового плавания,1946
"Ледоколы" - (В.И. Каштелян, А.Я. Рывлин, О.В. Фадеев, В.Я. Ягодкин Издательство "Судостроение" 1972.)
Сокрушающие лед 1983 С. Белкин
Техника молодежи - Морской музей
Материалы из Википедии
 
Hosted by uCoz