ледокол история

Паровые линейные ледоколы «русского типа»

Главная


Паровые линейные ледоколы «русского типа»

В 1932 г уже порядком устаревший ледокольный пароход "А Сибиряков" впервые за одну навигацию прошел трассу будущего Северного морского пути В следующем году подобный вояж предстояло совершить "Челюскину", однако его затерло, а потом и раздавило льдами — среди прочих факторов сказалась и нехватка судов, которые помогли бы ему преодолеть СМП Поэтому в июне 1934 г Совет Народных Комиссаров СССР принял решение пополнить арктический флот мощными ледоколами Технический проект № 51 новых судов подготовил коллектив Судопроекта под руководством К. К. Боханевича, рабочий — сотрудники Конструкторского бюро судостроительного завода имени Серго Орджоникидзе, чертежи машин приобрели у английской фирмы "Армстронг"

В качестве прототипа взяли отлично зарекомендовавший себя в Арктике "Красин" (бывший "Святогор"), представлявший собой усовершенствованный вариант первого ледокола "русского типа" — знаменитого макаровского" Ермака" Форштевень с наклоном 25 градусов выполнили из двух стальных отливок весом 24 т, ахтерштевень из 34-тонной Толщина обшивки корпуса в носовой части достигала 32 мм в средней и кормовой — 35 мм, шпангоуты расположили с интервалом в 305 мм Ледовый пояс толщиной 40 мм проходил в 0,6 м выше и 5,7 м ниже ватерлинии

Силовая установка состояла из 3 вертикальных машин тройного расширения, пар для которых вырабатывали 9—10 цилиндрических огнетрубных котлов, потреблявших уголь Три стальных гребных винта со съемными лопастями весили по 14,9 т и имели диаметр 4,4 м

Электроэнергией суда обеспечивали пародинамическая машина мощностью 25 кВт и аварийная электростанция, размещенная на верхней палубе Водоотливная система могла откачивать из поврежденных отсеков до 3500 т воды в час

За второй дымовой трубой оборудовали катапульту и ангар для трех гидропланов, применявшихся для ледовой разведки После войны, в 50-е годы, ее заменили вертолетной площадкой

20 октября 1935 г, в Ленинграде, на Балтийском заводе, заложили головной ледокол новой серии "И Сталин" и однотипный "В Молотов", а спустя месяц, на николаевском заводе имени Марти (ныне имени Носенко) — "Л Каганович" и "О Шмидт"

В 1938 г только что поднявшему флаг "И Сталину устроили проверку в Арктике — вместе с ледорезом "Ф Литке" он должен был прорваться к дрейфовавшему в Северном Ледовитом океане пароходу "Г Седов" и вывести его на чистую воду Суда достигли 83 градуса северной широты, встретили 10-балльный торосистый лед и были вынуждены вернуться, когда до цели оставалось всего 50 миль

В 1939 г "И Сталин" совершил второй экспериментальный рейс, прошел из Мурманска к бухте Тикси и обратно, что по тем временам было выдающимся достижением А в декабре все-таки вызволил " Г Седов" из ледового плена За это ледокол наградили орденом Ленина, а его капитан М П Белоусов был удостоен звания Героя Советского Союза

Великая Отечественная застала "И Сталин" в Арктике, на ремонте В августе 1941 г он вместе со старым ледоколом "Ленин" (бывший "Александр Невский") под охраной эсминцев перешел из Мурманска в Карское море, а в октябре перебазировался в Архангельск — в советские северные порты пошли союзнические конвои и нужно было обеспечивать проводку транспортов через замерзающее Белое море, поскольку Мурманск немцы почти непрерывно бомбили В ноябре судно вооружили четырьмя 45-мм пушками и пулеметами

"В Молотов" так и остался на Балтике, в 1941 — 1942 годах он совершил несколько рейсов между Ленинградом и Кронштадтом, а потом его сдали на долговременное хранение

"О Шмидт" заложили в ноябре 1935 г, спустили на воду в 1938 г (чуть позже"Л Каганович"), а в следующем переименовали в "А Микоян" В июне 1941 г ледокол проходил сдаточные испытания, а 26 августа его вооружили тремя 130-мм орудиями, четырьмя 76,2-мм пушками, таким же количеством пулеметов и зачислили в состав Черноморского флота в качестве вспомогательного крейсера И сразу отправили в бой к осажденной румынами Одессе Там "А Микоян" едва ли не каждый день обстреливал позиции противника Тогда на нем побывал фронтовой корреспондент газет "Правда" и "Красный флот", писатель-маринист Л С Соболев "В 6 45 открыли огонь по Фонтанке, дистанция 90 кабельтовых. Около 8 ч перешли на поражение В 8 05 с берега, открытым текстом "Давайте, давайте, замечательная стрельба1" Выпустили 93 снаряда, — записал 16 сентября Соболев — В 9 58 начали обстрел. После первого залпа, сразу "Поражение через 10с" 10 36 —прекратили огонь по команде с берега Расход — 95 снарядов"

Однако использовать мощные ледоколы в несвойственной им роли было явно нецелесообразно, тем более они позарез требовались в Арктике В ноябре "А Микоян" разоружили, ибо этого требовали международные правила прохода иностранных судов через контролируемые Турцией проливы 25 ноября ледокол вышел из Туапсе, миновал Босфор и Дарданеллы и оказался в Средиземном море Там его атаковали итальянские торпедные катера, но командир корабля, опытный военный моряк, капитан 2-го ранга С М Сергеев, уклонился от выпущенных ими торпед (отбиваться-то было нечем1) — судно отделалось несколькими пулеметными пробоинами Затем "А Микоян" двинулся через Суэцкий канал, пересек два океана и прибыл в восточный сектор Северного морского пути, там Сергеев сдал ледокол полярному капитану Ю.К Хлебникову А тот привел судно в Архангельск, где на него поставили четыре 76,2-мм пушки и по четыре крупнокалиберных и обычных пулемета

В 1942 г "А Микоян" и " Л Каганович" встретились в бухте Провидения и приступили к проводке транспортов со стратегическими грузами Для немцев не было секретом, что навигация в заполярных морях немыслима без крупных, как тогда говорили, линейных ледоколов, и они старались всеми силами если не уничтожить, то, по крайней мере, надолго вывести их из строя

"И Сталин" находился в море уже три недели, запасы угля подошли к концу Ледокол встал у острова Сосновец, там к нему ошвартовался пароход "Правда", и экипажи занялись перегрузкой топлива 15 января 1942 г вахтенные заметили низко летевший немецкий самолет, подняли тревогу, но было поздно — комендоры успели сделать лишь 8 выстрелов, не причинив противнику заметного вреда, а тот сбросил 4 бомбы Три разорвались в воде, рядом с ледоколом, а вот последняя угодила в корпус, над вторым котельным отделением Погибло четверо моряков, 17 получили ранения, вышло из строя два орудия, в бортах и надстройках образовались 102 пробоины, разорвало трубопроводы и кабели электропитания, в отсеки хлынула вода, ледокол потерял ход Только через 10 ч экипажу удалось ввести в действие 6 котлов, но этого оказалось недостаточно, и "Правде" пришлось взять "И Сталин" на буксир и отвести на базу

А в мае "И Сталин" выручил коллег из Совторгфлота Встречая очередной союзнический конвой PQ-16 изрядно потрепанный немцами, он отбуксировал в порт назначения подбитый транспорт "Чернышевский"

26 ноября "А Микоян вместе с охранявшими его боевыми кораблями шел неподалеку от полуострова Канин "Ночь была лунная, ясная, море спокойное, и вдруг взрыв, — рассказывал капитан Хлебников — Посыпались магнитные компаса, гирокомпас остановился, сорвало с мачты антенну радиопеленгатора Доложили, что двоих вахтенных комендоров у кормового орудия взрывной волной сбросило за борт, спасти их не удалось Но бортовые машины работали " После злополучного взрыва немецкой донной мины в корпусе ледокола образовались трещины, пришлось на время остановить и третью машину Тем не менее "А Микоян" своим ходом добрался до Иоканги, где его быстро починили

В 1943 г в Карском море и море Лаптевых все чаще стали появляться немецкие подводные лодки, усилилась в той акватории и минная опасность Поэтому линейные ледоколы вновь перевели в Белое море и вернули, когда возросли перевозки по Северному морскому пути Это была весьма солидная операция — для прикрытия ледоколов "И Сталин", "Л Каганович", "Красин" и "Ф Литке" выделили почти всю Беломорскую флотилию, эсминцы Северного флота, по маршруту провели тщательное траление, у побережья северной Норвегии развернули подводные лодки, которым предстояло атаковать вражеские надводные корабли, если те появятся в Баренцевом море

В октябре 1944 г ледоколы отправили в Архангельск, благо налеты неприятельской авиации на этот порт почти прекратились И вновь переход обеспечивали крупные силы Северного флота Не напрасно — конвоировавшие суда эсминцы неоднократно обнаруживали немецкие субмарины, несколько раз сбрасывали на них глубинные бомбы и отгоняли от подопечных Сами ледоколы шли по большим глубинам — там было меньше шансов подорваться на донных минах, зато возрастала опасность быть атакованным подводным врагом, но эскорт отлично справился со своим делом, и все обошлось вполне благополучно

После этого "И Сталин", "Л Каганович", "А Микоян" и "Красин" проводили через льды союзные транспорты, доставлявшие в Советский Союз военные грузы, а на обратном пути — стратегическое сырье для промышленности Великобритании и США

Так было до конца войны после которой линейные ледоколы вернулись к мирной службе в арктических морях Через некоторое время к ним присоединился "В Молотов" Вместе с предшественниками — "Красиным", "Ермаком" и "Ф Литке" они добросовестно трудились на Северном морском пути Так было до 60-х годов, когда арктический флот стали пополнять дизель-электрические ледоколы финской постройки, по сравнению с которыми паровые "сталинцы" выглядели довольно устаревшими Поэтому возникла идея омолодить некоторые из них.

В 1953 — 1958 годах "И Сталин" поставили на модернизацию Перестроили всю надводную часть вместо двух высоких дымовых труб смонтировали одну широкую, надстройки объединили, получив нечто подобное судам финской постройки, полностью заменили радиотехническое оборудование, силовую установку перевели на жидкое топливо

Автору этих строк в 1962 г довелось пережить неожиданное приключение Теплоход "Забайкалье", на котором я шел из Владивостока на Сахалин, застрял во льдах неподалеку от порта Корсаков Через пару часов к нам приблизился большой ледокол, не снижая скорости, обогнул "Забайкалье" и повел его в порт Когда он был вблизи нашего теплохода, то хорошо различалось название — "Сибирь"

Дело в том, что после разоблачения пресловутого "культа личности" и разгрома не менее пресловутой "антипартийной группировки" у нас устроили вторую кампанию по переименованиям (первая состоялась в 20-е годы) Тогда "И Сталин" стал "Сибирью", "В Молотов" — "Адмиралом Макаровым", а "Л Каганович", не без некоторой пикантности, — "Адмиралом Лазаревым" Кстати, тогда же черноморский крейсер "Молотов" (напомним, 1-го зама предсовмина звали Вячеславом Михайловичем) превратили просто в "Славу"

Модернизировали только головной ледокол этой серии, остальные продолжали работать на угле до тех пор, пока не пришло время подавать в отставку

В 1960 г списали "А Микоян", через 6 лет та же участь постигла "Адмирал Макаров" спустя два года закончил службу "Адмирал Лазарев", незадолго до этого угодивший на мель в Восточно-Сибирском море и сильно повредивший корпус

Последним вывели из эксплуатации ледокол "Сибирь" — в 1972 г ее передали сахалинским геологам, превратив в плавучую техническую базу исследователей континентального шельфа. На этом завершилась история паровых линейных ледоколов "русского типа" в отечественном флоте.


 

ТМ 05-1995 г.

 
     
Hosted by uCoz