ледокол история

Первопроходец СМП

Главная

Во второй половине XIX века экономическому развитию Сибири мешало отсутствие коммуникаций в европейскую часть страны и дальше на запад. Да и на восток. Транссибирской магистрали еще не было, перевозки товаров по суше были слишком долгими. Оставалось наладить морское сообщение вдоль сибирского побережья — там, где сейчас проходит Северный морской путь (СМП). Правда, исследования арктических морей Россия начала еще в XVIII веке, но теперь к решению проблемы судоходства за Полярным кругом подключились сибирские промышленники и купцы. В частности, A.M. Сибиряков субсидировал разведывательные плавания шведского полярного исследователя, члена Стокгольмской Академии наук, Нильса Адольфа Эрика Норденшельда (1832 - 1901). В 1875 году он прошел на рыболовном судне «Прёвен» до устья Енисея, а в следующем году повторил подобное предприятие на пароходе «Имер», доказав возможность коммерческого мореплавания в этих водах. Теперь предстоял следующий этап.

«Основываясь на опыте этих двух плаваний и используя знания, приобретенные за это время, а также приняв во внимание прежние, в особенности русские, исследования северного побережья,— писал Норденшельд,— я полагал себя вправе считать установленным, что путь, которым я два года подряд свободно проходил до устья Енисея через Карское море, пользовавшееся такой дурной славой, вероятно, свободен на дальнейшем своем протяжении до Берингова пролива и что, таким образом, возможно плавание вдоль Старого Света» в Китай и Японию.

В 1876 году Сибиряков выразил готовность частично финансировать предприятие Норденшельда. Ученый обратился к королю Оскару, тот в январе 1877 года созвал в Стокгольме совещание видных специалистов по Арктике, капитанов торгового флота и коммерсантов, в том числе О Диксона, которых Норденшельд ознакомил с планом будущей экспедиции. По его предложению приобрели судно «Вега», построенное в 1872 — 1873 годах в Бремергафене для акционерного общества «Ледовитое море», занимавшегося зверобойным и рыболовным промыслами на Севере. Оно как нельзя лучше подходило для задуманного путешествия. Корпус, выполненный из отборного дуба, был прикрыт дополнительной ледовой обшивкой, простиравшейся на 1,2 — 1,5 м выше киля. Кроме того, под трюмами были устроены герметичные железные цистерны для хранения пресной воды или угля и заодно усиливавшие поперечную прочность корпуса.

На «Веге» стояла маломощная, но экономичная паровая машина системы Вульфа, работавшая на гребной винт и потреблявшая не более 0,3 куб. м угля в сутки.

Кроме того, имелись три мачты из ели с проволочными снастями, при этом фок и грот несли прямое парусное вооружение.

«Штатная» паровая лебедка пригодилась бы гидрологам при опускании за борт научной аппаратуры. По просьбе Норденшельда, подготовку парохода к арктическому плаванию взяла на себя верфь военно-морского флота в Карлскроне, что позволило сэкономить и без того ограниченные средства. Приборы изготовили в Стокгольме или получили взаймы в тамошней Академии наук. Продовольствие, утепленную одежду и другое имущество с разрешения короля выделил военный флот. Взяли запасные руль и гребной винт.

В экипаж Норденшельд отобрал биологов и зоологов Челмана и Стуксберга, судового врача Альмквиста и четырех офицеров, в том числе лейтенанта итальянского флота Бове и переводчика, поручика одного из российских гвардейских полков Нордквиста. Остальные были шведскими моряками. Норденшельд получил согласие короля приравнять участников экспедиции к персоналу военного флота с положенными ему льготами.

Однако Сибиряков не ограничился сугубо научными целями. По его заказу на шведской верфи «Мотале», по чертежам известного финского инженера Рунеберга, построили небольшой двухмачтовый, винтовой пароход «Лена». В экспедиции ему предстояло служить посыльным, а также разведывать для «Беги» ледовую обстановку и проверять фарватеры. А вообще «Лену» загрузили товарами, которые следовало доставить в устье одноименной реки. Пароходы «Фрезер» и парусник «Экспресс», тоже с коммерческими грузами, должны были идти с экспедиционными судами, но только до устья Енисея, причем «Экспресс» вез уголь для «Беги».

22 июня 1878 года переоборудованная «Вега» вышла из Карлскроны, посетила Гетеборг и Тромсе и отдала якорь у острова Мозе, что юго-западнее Нордкапа — самой северной точки Европейского континента. Там путешественники сдали почту и взяли курс на восток. Баренцево море «Вега» пересекла без приключений в одиночку и в заранее намеченном районе пролива Югорский Шар на Новой Земле встретилась с «Фрезером» и остальными судами. До устья Енисея они держались вместе, а после 10 августа «Вега» и «Лена» продолжили поход вдвоем. Погода благоприятствовала — Карское море было свободно ото льда, дул хороший попутный ветер, поэтому, экономя уголь, суда довольно долго шли под парусами. Время от времени делали остановки, и ученые проводили запланированные исследования Северного Ледовитого океана.

19 августа маленькая флотилия оказалась на траверзе мыса Челюскин. «Мы достигли великой цели, к которой в течение столетий напрасно стремились люди»,— гордо записал начальник экспедиции

В ночь с 27 на 28 августа суда подошли к острову Тумат, расположенному севернее устья Лены. Стоял густой туман, навигационной карты этой акватории не было, и Норденшельд, решив не рисковать понапрасну, отпустил «Лену», которая 21 сентября прибыла в Якутск. Необычной оказалась судьба этого парохода. Он долго проработал на великой сибирской реке, в 1893 году сменил владельца — его приобрела компания А. Громовой. Спустя 6 лет «Лена» впервые ходила через море Лаптевых к устью Яны и обратно, в 1902 году вывезла из бухты Тикси экспедицию полярного исследователя Э. Толля. А потом продолжала трудиться на Лене Только в 1959 году пароход-реликвию вывели из эксплуатации... и отправили на слом!

Но вернемся к событиям 1878 года. 21 сентября «Вега» вошла в Колючинскую губу на Чукотском полуострове. До цели было рукой подать, но появился свежий лед. Продолжать плавание было рискованно, ведь никто не знал, какая ледовая обстановка впереди, поэтому Норденшельд отказался от замысла совершить сквозной рейс из Атлантического океана в Тихий (это удалось лишь в 1932 году советскому ледокольному пароходу «А Сибиряков») и велел готовиться к зимовке.

Экипаж «Веги» не испытывал недостатка в продовольствии — начальник экспедиции оказался весьма предусмотрительным и не томился вынужденным бездельем. Ученые и моряки регулярно проводили исследования флоры и фауны Чукотского моря и полуострова, изучали быт местного населения. Благодаря удачному выбору места зимовки «Веге» не угрожали подвижки льда и сжатия, а ледовый плен корпус судна выдержал без повреждений.

18 июля 1879 года, когда все собрались за обеденным столом, судно внезапно резко дрогнуло и качнулось. Выскочив на палубу, участники экспедиции увидели, что льды расходятся. На «Веге» подняли флаги расцвечивания, устроили салют, и вскоре пароход, попыхивая дымком, уверенно пошел на восток.

29 августа «Вега» достигла пролива, соединяющего Северный Ледовитый и Тихий океаны, миновала мыс Восточный. Воспользовавшись правом первопроходца, Норденшельд переименовал его «в честь отважного казака, впервые 230 лет назад обогнувшего его». С тех пор он именуется мысом Дежнева.

...Экспедиция Норденшельда оказалась весьма удачной. Впервые удалось собрать и систематизировать сведения о морях, омывающих побережье Сибири, а главное, доказать возможность судоходства в полярном бассейне. Русское Географическое общество наградило шведского ученого Константиновской медалью, Петербургская Академия нате избрала его иностранным членом-корреспондентом.


Первопроходец СМП


Экспедиционное судно «Вега»
Вместимость, т 357
Длина, м 37,6
Длина полная, м 43,4
Ширина, м 8,4
Глубина трюмов, м 4,6
Мощность паровой машины, л.с. 60
Скорость, узлы, под парами 9 — 10
под парусами до 7
Экипаж: 24 человека
 

ТМ 01-1994 г.

 
     
Hosted by uCoz