ледокол ермак  

Ледокол "Ермак"

  Основные характеристики ледокола
Главная

Ледокол "Ермак"

Статьи из разных источников


- Техника молодежи
- Сокрушающие лед

 

В ноябре 1897 года правительство, выделяет деньги на постройку ледокола, и комиссия во главе с Макаровым приступает к разработке технических условий. В составе комиссии были Д. И. Менделеев, инженеры Янковский и Рунеберг, Ф. Ф. Врангель и другие.

Был заложен в Ньюкасле на стапелях английской фирмы Armstrong Whitworth в декабре 1897 года по заказу России. Это было первое в мире судно подобного класса, способное форсировать тяжелые льды двухметровой толщины. Спущен на месяц позже контрактного срока. После заводских испытаний «Ермак» был принят от завода.

19 февраля 1899 на корабле был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). 21 февраля ледокол вышел на родину, в Финском заливе его ждал сплошной лёд (в ту зиму лёд в заливе был необычайно тяжёлым толщиной до метра). 1 марта достигли кромки льда. Некоторое время ледокол продвигался очень легко со скоростью 7 узлов, но в районе острова Гогланд корабль остановился: ледяное поле оказалось слишком тяжёлым, его пришлось обходить. 4 марта корабль прибыл в Кронштадт. Корабль встречали с особым торжеством: стечение людей, военный оркестр, высокий приём.


ледокол ермак

Но уже 9 марта ледокол ушёл на своё первое задание — пришло известие о затёртых в районе Ревеля 11 пароходах. Корабли были успешно вызволены и отконвоированы в порт. 4 апреля в два часа дня «Ермак», легко сломав невский лёд встал около Николаевского моста в столице империи.

29 мая 1899 года «Ермак» вновь вышел из Ньюкасла на север — в своё первое путешествие в Северный Ледовитый океан. Был достигнут Шпицберген, проверку прошли механизмы машины в тяжёлых условиях заполярья. Выявленные недостатки были устранены в Англии в течении месяца (убран передний винт, укреплён корпус). 14 июня того же года «Ермак» снова вышел в полярное плаванье. Экипажем корабля во главе с С. О. Макаровым была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне океана. Однажды наткнувшись на торосы корабль получил пробоину, которая была по возможности заделана, но корабль уже не мог продолжать интенсивных исследований и вернулся в Англию для ремонта.

Было создана комиссия по разбору причин инцидента результатом работы которой стало решение о работе ледокола только в акватории Финского залива. Здесь в зиму 1899—1900 года «Ермак» успел спасти крейсер «Громобой», который сел на мель и был затёрт льдами между Петербургом и Кронштадтом. Принимал самое активное участие в спасение броненосца «Генерал-адмирал Апраксин», который сел на мель в районе острова Гогланд.


ледокол ермак

К лету 1900 года Макаров добился разрешение на проведение третьей арктической экспедиции, маршрут которой был до устья Енисея. После очередной модернизации ледокола 16 мая 1901 года «Ермак» вышел из Кронштадта навстречу полярным льдам. Но в районе Новой Земли корабль был затёрт во льдах и дрейфовал с 14 июля до 6 августа. Время было потеряно и Макаров принял решение изменить планы и обследовать Землю Франца-Иосифа. По итогам экспедиции 13 октября 1901 года министерство финансов распорядилось: «1) ограничить деятельность ледокола „Ермак“ проводкою судов Балтийского моря и 2) передать ледокол в ведение Комитета по портовым делам с освобождением вице-адмирала Макарова от лежащих на нём обязанностей по отношению к опытным плаваниям во льдах…»

На «Ермаке» впервые в мире нашло применение изобретение русского ученого Александра Попова — радиотелеграф. Во время русско-японской войны «Ермак», преодолев лед в Либавском порту, провел эскадру контр-адмирала Небогатова на чистую воду, открыв ей путь на Дальний Восток. За первые 12 лет эксплуатации ледокол провёл во льдах свыше тысячи суток.

14 ноября 1914 года ледокол был зачислен в состав Балтийского флота и продолжал осуществлять проводку кораблей и судов в Финском заливе. Когда в феврале 1918 года германские войска подошли к Ревелю, ледокол вывел из порта все способные двигаться корабли и привел их в Гельсингфорс. Вскоре в походе из Гельсингфорса в Кронштадт «Ермак» вместе с другими ледоколами провел 211 боевых кораблей, вспомогательных и торговых судов через Финский залив и тем самым спас все боевое ядро Балтийского флота. За участие в «ледовом походе» «Ермак» был награжден почетным революционным Красным знаменем ВЦИК.

После этого ледокол вернулся к мирной службе и в 1920—1930 годах обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в Арктике и Белом море.

Осенью 1937 года во льдах Арктики замерз весь ледокольный флот.

В самом начале 1938 года после выполнения краткосрочного ремонта вышел из Ленинграда в Гренландское море за папанинцами. Встретив во льдах «Мурман» и «Таймыр» отобрал у них снятых со льдины участников станции «Северный полюс-1» и доставил их в Ленинград. Ранней весной еще до начала арктической навигации пробился к Земле Франца-Иосифа и освободил из ледяного плена «Русанов», «Пролетарий» и «Рошаль». В начале июля уже был у Диксона доставив уголь зимовавшим там лесовозам и помог выбраться им на чистую воду. 6 августа пробился к каравану ледокола «Литке» (зимовавшему у о. Большевик). Вывел их к остову Русскому. Вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых и оказал помощь ледоколу «Красин» по выводу изо льдов каравана «Ленин».

За два месяца прошел всю Арктику с запада на восток.

20 августа лег курсом к зимовавшим «Малыгину», «Садко» и «Г. Седову». Утром 28 августа подошел к судам этого каравана. 20.30 взяв на буксир «Г. Седова» «Ермак» устремился к югу, но уже через 2 часа отдав буксир вместе с «Малыгиным» ушел на ледовую разведку, где вскоре потерял левый винт с частью вала.

В 6.30 29 августа стал борт к «Г. Седову» и перегрузил ему продовольствие и уголь для следующей зимовки. В 3.30 30 августа «Ермак», «Малыгин» и «Садко» отправились на юг.

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили 2 102-мм, 4 76-мм орудия, 4 45-мм зенитных орудия, 4 пулемета. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

В июне 1944 г. ледокол был разоружен и возвращен Главному управлению Северного морского пути. 26 марта 1949 года в связи с полувековым юбилеем «Ермак» был награжден орденом Ленина. В 1963 году ледокол был списан, попытки сохранить его как памятник музей успеха не имели.

  Верфь - Armstrong Whitworth
Спущено на воду - 17 октября 1898
Введено в эксплуатацию - 1899
Выведено из состава флота - 1963
Современный статус - разрезан на металл, вероятно в 1964
Параметры
Тоннаж - 8 730 т
Длина - 97,5 м
Ширина - 21,6 м
Средняя осадка - 7,3 м
Технические данные
Силовая установка - паровые машины 9 000 л.с.
Скорость - 12 узлов
Автономность плавания - 4 400 миль
Экипаж - 102 человека
   

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 
         
Hosted by uCoz