В 1961 г, на Адмиралтейском заводе спущено на воду головное судно большой серии вспомогательных ледоколов Василий Прончищев. Было построено более пятнадцати ледоколов этого типа. Судно спроектировано как ледокол-буксир, предназначенный для проводки судов в ледовых условиях портов и припортовых вод, их околки, буксировки, кантовки и швартовки.
Назначение ледокола предопределило высокие требования к его маневренным качествам и необходимость ограничения осадки, что сказалось на главных размерениях судна, конструкции его движительного комплекса, весовых показателях и т. д.
Ледокол Василий Прончищев — трехвинтовое судно (два винта в корме и один в носу) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком.
Судно разделено на восемь главных водонепроницаемых отсеков, В машинных отделениях установлены продольные водонепроницаемые переборки, создающие второй борт. Ледокол оборудован креновыми н диффирентными цистернами.
Корпус целиком сварной. Система набора поперечная; по всей длине корпуса установленны промежуточные шпангоуты того же профиля, что и основные. Шпация между 13-м и 87-м шпангоутами составляет 600 мм, а в нос от 13-го и в корму от 87-го шпангоута — 680 мм. В оконечностях основные и промежуточные шпангоуты поставлены нормально к борту. Ледовый пояс средней части и кормовой оконечности имеет толщину 16 мм, а в носовой часта — 18 мм. Материал — легированная сталь. Из этой же стали изготовлен бортовой набор. Связи корпуса, не подверженные ледовым нагрузкам, выполнены из стали марок 09Г2 и Ст. 4с. Форштевень и ахтерштевень лито-сварной конструкции.
Ледокол снабжен обтекаемым рулем, который представляет собой лито-сварную прочную раму, обшитую листовой сталью, В корме предусмотрен буксирный вырез, оборудованный привальными брусьями и кранцами.
Для буксирования судов предусмотрена двухбарабанная автоматическая электролебедка с тяговым усилием 25 тс на главном и 10 тс на вспомогательном барабанах.
Команда размещается в двухместных каютах на верхней палубе; комсоставу отведены одноместные каюты на полубаке и первом мостике. В жилых помещениях предусмотрены искусственная вдувная вентиляция и зимнее кондиционирование воздуха, обеспечивающее заданные параметры воздуха при температуре наружного воздуха до — 35° С.
Грузовыми средствами служат стрелы грузоподъемностью 1,5 тс, установленные на лобовой переборке надстройки. Ледокол оборудован дифферентной системой, обеспечивающей возможность изменения дифферента на нос и корму приблизительно на 1 м за время не более 12 мин. Креповая система производит автоматическую перекачку балласта с борта на борт за время не более 2 мин. При этом угол крена ледокола на чистой воде достигает 5° на борт. Непотопляемость обеспечена при затоплении одного любого отсека в районе 30-67-го шпангоутов и двух отсеков в оконечностях. Ледокол снабжен двумя моторными спасательными 28-местными шлюпками из легких сплавов.
Энергетическая установка дизель-электрическая на постоянном токе. Гребные электродвигатели получают энергию от трех главных дизель-генераторов 13Д-100, состоящих из дизелей типа Д-100 и двухъякорных генераторов мощностью 2 х 625 квт при напряжении 400 в.
Гребные пинты со съемными лопастями изготовлены из стали. Диаметр носового винта — 2,7 м, кормовых — 3,5 м, шаговое отношение соответственно равно 0,65 и 0,70.
Судовая электростанция включает три дизель-генератора ДГТ 200/1 общей мощностью 600 квт. Имеется стояночный дизель-генератор мощностью 100 квт.
Для оказания противопожарной помощи другим судам ледокол оборудован тремя лафетными стволами, установленными на ходовом мостике.
Ледоколы типа Василий Прончищев
работают почти во всех замерзающих портах страны, причем
в арктических портах ледоколы не используют носовой винт
и работают только кормовыми винтами. Они успешно
осуществляют проводку и околку судов в припортовых
водах, а в порту — их кантовку, швартовые операции и т.
п. Кроме этого и в Балтийском и Охотском морях они
осуществляют проводку судов в открытом море совместно с
мощными ледоколами, а в ряде случае и самостоятельно.
Основные характеристики ледоколов
Длина наибольшая.............. 67,7 м
Длина по КВЛ................ 62,0 м
Ширина:
наибольшая................ 18,06 м
по КВЛ.................. 17,5 м
Высота борта до верхней палубы ....... 8,3 м
Осадка по КВЛ................ 5,5 м
Водоизмещение по КВЛ............ 2718 т
Коэффициент общей полноты......... 0,456
Мощность энергетической установки...... 5400 л. с.
Скорость па чистой воде........... 14,5 уз
Тяга гребных винтов на швартовых:
а) при переднем ходе и передаче полкой мощности:
па два кормовых винта......... 52,0 тс
на три винта.............. 54,0 тс
б) при заднем ходе и передаче полной мощности:
на два кормовых винта......... 38 тс
на три винта.............. 50 тс
Автономность ................. 17 суток
Дальность плавания при скорости 13 уз . . . . 5700 миль
Численность команды............. 39 чел