С 1954 пo 1956 гг. в эксплуатацию били введены три однотипных ледокола, построенных по заказу СССР в Финляндии: Капитан Белоусов, Капитан Воронин, Капитан Мелехов.
Они предназначены дли обслуживании замерзающих портов Балтийского и Белого морей.
Ледоколы чипа Капитан Белоусов — четырехвинтовые суда (два винта в носу и два в корме) с двумя непрерывными палубами и удлиненным баком. Корпус разделен десятью водонепроницаемыми поперечными переборками на одиннадцать отсеков. По бортам до жилой палубы простираются продольные переборки, образующие восемь бортовых цистерн. Непотопляемость судна обеспечивается при затоплении двух любых отсеков. Предусмотрены две креновые цистерны объемом по 158 м3 каждая и две дифферентные — объемом по 150 м3.
На ледоколе два трюма: в носу — объемом 134 м3 и в корме— объемом 82 м3, а также специальные помещения для хранения провизии и других запасов. Запасы судна состоят из 1020 т топлива, 80 т масла, 75 т воды для охлаждении двигателей, 163 т пресной воды, 70 т провизии, 23 т расходных материалов.
Корпус сварной из сименс-мартеновской судостроительной стали. Переборки в надстройках клепаные. Система набора поперечная. Шпация в средней части составляет 800 мм, а в носовой и кормовой частях — 700 мм. Толщина наружной обшивки в средней части 15,5 — 17 мм, в оконечностях 20—25 мм; ледовый пояс бортов по всей длине имеет толщину 30 мм. В средней части судна установлено три стрингера, из них два простираются в нос и в корму.
Форштевень ниже верхней палубы выполнен из литой стали V-образного сечения, а в верхней части сделан из толстого стального листа. Ахтерштевень — целиком из литой стали. Руль изготовлен из литой стали с кованым баллером диаметром 400 мм. Буксирный вырез в корме с уклоном 10—15 гр, имеет глубину 1,0 м, выложен дубом и снабжен по бортам двумя дубовыми привальными брусьями.
Команда размещается в одно-, двух- и четырехместных каютах. Во всех жилых помещениях предусмотрено водяное отопление, а в машинных отделениях, прачечной, пекарне и наружных помещениях — паровое. Воздух, подаваемый для вентиляции жилых помещений, может быть подогрет до + 17° С при температуре наружного воздуха —30° С.
Грузовыми средствами служат стрелы (две кормовые 10-тонные и две носовые 5-тонные). Ледокол снабжен двумя становыми якорями Холла весом по 2600 кг каждый, одним стоп-анкером весом 800 кг, одним верпом и четырьмя ледовыми якорями весом 75—100 кг. Двухбарабанная буксирная лебедка развивает тяговое усилие 30 и 60 тс и позволяет буксировать суда на тросе длиной до 200 м. Рулевой привод электрогидравлический. Соединение руля и баллера защищено от ударов льда специальным устройством.
Дифферентная система обслуживается электроприводным насосом производительностью 1000 м3/ч, креновая система — насосом с автоматическим реверсивным электродвигателем. Время кренования 90 сек (за это время насос перекачает с борта на борт 160 т волы). Ледокол снабжен четырьмя спасательными шлюпками, рассчитанными на 60 человек каждая.
Энергетическая установка состоит из шести дизелей мощностью по 1625 л. с. каждый, соединенных с электрогенераторами. Генераторы питают четыре гребных электродвигателя мощностью по 2560 кет каждый. Схема позволяет подключать три различных генератора к двум разным электродвигателям, распределять мощность генераторов так, что 2/3 ее подается на кормовые электродвигатели, а 1/3 — на носовые и наоборот. Гребные винты четырехлопастные стальные. Носовые винты имеют диаметр 3,5 м, а кормовые — 4,2 м.
Судовая электростанция состоит из четырех дизель-генераторов мощностью по 200 квт каждый, одного — мощностью 72 квт и аварийного дизель-генератора мощностью 15 квт.
Ледоколы типа Капитан Белоусов хорошо
зарекомендовали себя при эксплуатации в условиях зимней
навигации в Ленинградском, Рижском и Архангельском
портах. Они успешно работают в условиях стесненных
фарватеров, покрытых набивным льдом и шугой, а также в
ровном сплошном льду толщиной до 60—80 см. Эксплуатацию
этих ледоколов в Арктике нельзя признать успешной. При
работе в тяжелых арктических льдах носовые винты
ледоколов часто выходят из строя. К недостаткам
ледоколов этого типа следует отнести высокую стоимость
эксплуатации, обусловленную сложностью их энергетической
установки и многочисленностью команды.
Основные характеристики ледоколов
Длина наибольшая.............. 83,2 м
Длина по КВЛ.........,...... 77,5 м
Ширина:
наибольшая.....19,4 м
по КВЛ.........18,7 м
Высота борта:
до верхней палубы............ 9,50 м
до главной палубы ......... 7,15 м
Осадка:
по КВЛ.................. 6,2 м
наибольшая........... 7,0 м
Водоизмещение по КВЛ............ 4500 т
Дедвейт.................. 1520 т
Коэффициент общей полноты......... 0,482
Мощность на гребных валах ......... 10 500 л. с.
Скорость на чистой воде............ 16,5 уз
Тяга гребных винтов при трехузловом ходе и передаче 2/3 мощности:
на кормовые винты............ 100 тс
на носовые винты............. 90 тс
Автономность плавания............ 28 суток
Дальность плавания.............. 8760 миль
Численность команды............. 85 чел