ледокол история

Исследователи ледового класса

Главная


Исследователи ледового класса

В Арктике эпоха великих географических открытий началась с запозданием. Только в XVIII веке в России приступили к планомерным исследованиям морей, омывающих побережье Сибири, а в Англии — к поискам судоходного пути из Атлантического в Тихий океан вдоль северного побережья Американского континента. Обычно моряки и ученые отправлялись в столь рискованные путешествия на коммерческих или военных деревянных парусниках с несколько подкрепленными корпусами и утепленными помещениями. Неудивительно, что далеко не все выдерживали схватку с полярными льдами

Только русский адмирал С О. Макаров предложил исследовать Северный Ледовитый океан с мощного ледокола. В 1899 г построенный по его проекту "Ермак" совершил два полярных похода. "Ни один корабль не отваживался входить во льды, в то время, как "Ермак" свободно прогуливался по льдам к северу от Семи островов",— писал Степан Осипович после тех плаваний, когда были собраны ценные материалы о гидрологии Заполярья, особенностях ледового покрова. Кстати, Макаров одним из первых применил для подобных исследований киносъемку

В 1909 г в России ввели в строй ледокольные транспорты специальной конструкции "Таймыр" и "Вайгач", оснащенные всем необходимым для научных работ. В 1910 — 1915 годы на них совершили ряд экспедиций по трассе будущего Северного морского пути, был открыт архипелаг Северная Земля

В 30 — 40-е годы, когда в Советском Союзе приступили к освоению Крайнего Севера и Дальнего Востока, тем, кто изучал арктические моря, предоставляли хорошо приспособленные для полярных акваторий ледокольные пароходы, например, "Г Седов", ледорез "Ф Литке", а то и ледоколы, если те не были заняты проводкой караванов. А в 1934 — 1937 годах в Ленинграде построили гидрографические суда ледового класса "Мурман", "Океан" и "Охотск". Таким образом, именно в нашей стране создали научно-исследовательские суда, рассчитанные на длительные плавания на Севере

После второй мировой войны к основательному изучению Арктики приступили и другие страны. Так, в 1953 — 1955 годах на верфи "Ингалл" для военного флота США построили "Глесьер". В основу его проекта взяли серийные ледоколы типа "Уинд", но водоизмещение увеличили до 8700 т. Силовая установка мощностью 21 тыс л с состояла из десяти дизелей, работавших на генераторы, а те подавали напряжение на два электродвигателя "Вестингауз", вращавших гребные винты. До появления советского атомохода "Ленин" американский ледокол заслуженно считался самым мощным в мире. Скорость хода на чистой воде достигала 16—18 узлов. В отличие от "Уиндов", привлекавшихся к научным заданиям эпизодически, на "Тлесьере" были стационарные океанографическая и метеорологическая лаборатории, в одном из отсеков устроили хранилище для баллонов с гелием — им заполняли воздушные шары, поднимавшие аппаратуру в верхние слои атмосферы. В кормовой части разместили ангар для двух вертолетов. Как и положено военному кораблю, "Глесьер" вооружили спаренными 127-мм пушками (или полуавтоматическими калибром 76 мм) и шестью 20-мм универсальными автоматами. "Глесьер" участвовал в исследованиях Северного Ледовитого океана, которые стали особенно актуальными после того, как правительство США приняло программу строительства атомного подводного флота

В тот период внимание ученых стала все больше привлекать Антарктида. Напомним, ее открыли в 1820 г участники русской экспедиции на шлюпах "Восток" и "Мирный", которой руководили опытные моряки — впоследствии видные флотоводцы Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев. После них в водах, омывающих берега "пятого континента", стали появляться охотники за морским зверем и китобои, за ними последовали французские, английские, американские, бельгийские ученые. В 20 — 40-х годах нынешнего столетия там начали работать океанографы, но настоящее изучение Антарктиды открылось в 1957 г , в соответствии с программой Международного геофизического года. Первая советская экспедиция отправилась на крайний юг на дизель-электроходах ледового плавания "Обь' и "Лена", тогда как другим странам пришлось предоставлять своим специалистам ледоколы и обычные транспорты. Этого было, конечно, недостаточно

В 1954 г , по заказу Аргентины, на верфи "Везер" построили ледокол "Генерал Сан Мартин", числившийся по военному ведомству, но обслуживавший Антарктический институт. В распоряжении ученых имелась отлично оборудованная океанографическая лаборатория Это двухпалубное судно с удлиненным полубаком оснастили креновыми и балластными цистернами, в носовой и кормовой частях установили грузовые краны, в надстройке устроили ангар для гидроплана и вертолета. Дизель-электрическая силовая установка работала на два гребных винта. При необходимости аргентинский ледокол мог выручить попавшее в беду судно, вызволив его изо льда и выведя на чистую воду с помощью автоматической буксирной лебедки с тяговым усилием 40 т

В 1965 г. на судостроительном заводе компании "Ниппон Хокай Кабусаки" завершили сборку судна аналогичного назначения с традиционным для военного флота Страны восходящего солнца названием "Фудзи". Его выполнили трехпалубным, с удлиненным баком, трехэтажной надстройкой с хорошим обзором с ходового мостика, форштевнем с углом наклона к горизонту в 30 градусов. За дымовой трубой расположили ангар для трех вертолетов и цистерну для авиатоплива. В носовой части перед надстройкой, разместили трюмы и рефрижераторные кладовые для имущества, которое "Фудзи" доставляет на антарктические станции. Дизель-генераторы занимают два отделения, электромоторы — одно, над ними — центральный пост управления всеми системами

В 1983 г известная западногерманская компания "Ховальдтверке — Дойчеверфт" начала строить, а фирма "Нобискруг" закончила судно ледового класса "Поларштерн", также предназначенное для исследований и снабжения научных баз в Антарктиде. На нем разместили все необходимое для работы геофизиков, геологов, биологов, химиков, метеорологов — лаборатории, комфортабельные помещения для 40 ученых и каюты на 30 полярников, а также трюм, вмещающий 1000 т груза. Корпус спроектировали так, чтобы он выдержал самое сильное сжатие льдов, ледовый пояс сделали шириной 435 мм. В корме и носу, как у других научно-исследовательских ледоколов, установили краны, над надстройкой, в солидном овальном обтекателе,— антенные устройства.

Главными двигателями служат 4 реверсивных, среднеоборотных дизеля фирмы "Дойц", связанных редукторами с двумя четырехлопа-стными гребными винтами регулируемого шага, помещенными в насадки Помимо традиционных успокоителей качки и двух подруливающих устройств, "Поларштерн" оснастили системой пневмообмыва корпуса, что должно облегчить ему движение во льдах. Но и без него немецкий ледокол уверенно преодолевает ледяные поля толщиной до 2 м. Подобно иностранным судам этого класса, "Поларштерн" оборудовали двумя вертолетами, а для проведения исследований в море или доставки ученых на берег — вместительным катером и тремя закрытыми моторными шлюпками. Во второй половине 80-х годов Австралия заказала финской компании "Вяртсиля" проект исследовательского ледокола, однако сделали его к 1989 г на отечественной верфи "Каррингтон слипвейс". Двухпалубная "Аурора Аустралис" предназначена для обеспечения всем необходимым антарктических баз. Усиленный корпус выполнен с двойным бортом, наклон форштевня к горизонту составляет 16 градусов. "Аурора Аустралис" способна идти через льды толщиной до 1,2 м. Два среднеоборотных дизеля марки "Вяртси-ля-Ваза-32" вращают гребной винт регулируемого шага. Если же последний будет поврежден, а то и потерян, судно не останется без хода — скорость в 5 узлов ему обеспечат два выдвижных подруливающих устройства размещенных в кормовой части. Еще одно такое находится в носу, но используется по прямому назначению — для улучшения маневренности

Что касается научного оборудования, то на первом австралийском ледоколе собственной постройки разместили помещения для сотни ученых, лаборатории, водолазный комплекс, ангар для пары вертолетов "Си хок". Интересная деталь — люки трюма объемом 1600 кв. м при необходимости используют в качестве понтонов для переброски грузов с судна на берег и наоборот

В 70-е годы научно-исследовательский ледокол понадобился для комплексных работ в высоких широтах и Главгидрометеослужбе СССР. Судостроители взяли за основу проект портового ледокола типа "Афанасий Никитин" (проект 97А). Изменили конфигурацию носовой части корпуса ниже ватерлинии, винт оттуда убрали, поскольку почти 100-летний опыт мореплавания показал, что он быстро выходит из строя в тяжелых полярных льдах. Палубу в корме расширили, чтобы разместить океанографическое оборудование, надстройку увеличили, чтобы смонтировать там лаборатории и жилые помещения

Новый ледокол назвали в честь известного ученого, исследователя Арктики, академика, Героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта (1891 — 1956). "Отто Шмидту" предстояло трудиться во льдах толщиной до 600 мм. Три дизель-генератора обеспечивают энергией два гребных электродвигателя, а те вращают столько же четырехлопастных винтов со съемными лопастями. В распоряжении научных специалистов имеются 15 лабораторий, 6 лебедок для исследований, шахта, через которую аквалангисты-гидрологи могут опуститься под лед, не тратя времени на проделывание полыньи

27 декабря 1977 г первую секцию корпуса "Отто Шмидта" заложили на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде, через год спустили на воду, в августе 1979 г ледокол поднял Государственный флаг и в следующем месяце отправился в Мурманск. Любопытно, что закладка "Отто Шмидта" состоялась через 40 лет после высадки на лед папанинцев (руководителем воздушной экспедиции по организации дрейфующей станции "СП-Г был Отто Юльевич), а также вступления в строй первых советских ледокольных гидрографических судов "Мурман" и "Охотск" ..


 

ТМ 11-1995 г.

 
     
Hosted by uCoz