Великолепная семерка - суда ледового плавания |
||
Главная |
С началом первой мировой военные грузы, поставляемые России союзниками, в основном прибывали в Архангельск, что на замерзающем Белом море. Однако транспортный флот там не развит, не было и ледоколов, которые могли бы продлить навигацию с наступлением холодов. Поэтому уже в 1914 году Министерство торговли и промышленности и военное ведомство приобрели суда, спроектированные для работы в арктических водах. Главным образом английской постройки, предназначавшиеся для Канады. Хотя форма их корпусов была близка к обычной, но обшивка прямостенных бортов с упрочненными шпангоутами и днища была примерно на треть толще обычной, по ватерлинии проходил ледовый пояс толщиной 20 - 30 мм и шириной до 3,6 м, нижняя часть форштевня была закруглена - как у ледоколов. Все суда оснащались паровыми машинами тройного расширения мощностью 2200 -3500 л с , руль и гребные винты были повышенной прочности. Благодаря сравнительно небольшой длине эти пароходы свободно маневрировали в разводьях и каналах проделанных для них ледоколами "Брюс", построенный в 1912 году в Глазго для канадской компании "Рейд Ньюфаундленд", у нас переименовали в "Соловья Будимировича", а затем, в 1921 году,- в честь полярного исследователя, капитана-командора С Г Малыгина. При вместимости 3200 т он имел длину 78,9 м, ширину 11,3 м, осадку 6,8 м, паровая машина в 2800 л с обеспечивала скорость до 15 узлов. Толщина обшивки днища достигала 13,5 - 14,2 мм, борта -10,2 - 12,2 мм, ледового пояса (шириной 3,5 м) в носовой части - 31,8 мм, в центре и корме - 23,4 мм. В начале 1920 года судно отправили из Архангельска в Мурманск, но оно попало в тяжелые льды и было вынесено ими в Карское море. Белое "правительство Севера" не смогло оказать помощи экипажу и пассажирам, и только после установления на Мурмане Советской власти на выручку "Соловью Будимировичу" направили ледоколы "Святогор" и "Канада". Позже "Малыгин" участвовал в рейсах за хлебом к устьям сибирских рек, в 1928 году - в поисках команды потерпевшего аварию дирижабля "Италия". Обеспечивал и зверобойные промыслы в Белом море. В 1937 - 1938 годах совершил вынужденный дрейф вместе с "Георгием Седовым" и "Садко". 25 октября 1940 года "Малыгин", на борту которого находилась научная экспедиция, попал в ураган у побережья Камчатки и погиб. Спастись не удалось никому "Айсленд" (вместимость около 8000 т, длина 103,6 м, ширина 15 4 м, осадка 5,8 м, мощность силовой установки 3200 л с , скорость 13,5 узла) построили в 1906 году тоже в Глазго, в Архангельске он, названный в память капитана 3-го ранга С. И. Челюскина (1760), ошвартовался 4 ноября 1915 года и сразу же приступил к перевозкам военных грузов. Как вспоминал капитан дальнего плавания А. П. Бочек, "16 декабря 1916 года "Семен Челюскин" принял в Кольском заливе с французского транспорта "Св. Фома" 900 бочек с мелинитом, более 5 тыс. ящиков с синкритом, около 1 тыс. ящиков со снарядами, бертолетову соль, медикаменты и несколько десятков грузовых и легковых автомобилей. 12 января 1917 года он встал на разгрузку к причалу Экономии, а в 10 ч одна из выгружаемых бочек загорелась, огонь перекинулся на соседние, и пароход взорвался. После полудня взлетел на воздух стоявший перед ним английский транспорт "Байропия", а через 4 ч груженный тетрилом железнодорожный состав. Вероятнее всего, несчастье было вызвано горением угля в бункерах, из-за которого нагрелась переборка, за которой находился трюм с взрывчаткой, или небрежностью, допущенной при перегрузке столь опасных предметов с французского судна. Впрочем, не исключали и вероятность диверсии. Однако истинную причину катастрофы в Архангельске установить так и не удалось "Георгий Седов" (бывший "Беотик", построен в Глазго в 1908 году для канадской компании, вместимость 3056 т, длина 80,6 м, ширина 10,9 м, осадка 5,6 м, мощность силовой установки 2360 л с , скорость 13 узлов, толщина 3,6-метрового ледового пояса в носу 25,4 мм, далее, до кормы -21,2 мм) прибыл в Россию вместе с "Челюскиным" и до 1920 года пребывал во флотилии Северного Ледовитого океана, а потом советских Морских сил Северного моря (МССМ). До 1941 года участвовал во многих экспедиционных плаваниях, когда были открыты острова и произведена опись побережья, обеспечивал народнохозяйственные перевозки и зверобойные промыслы. В 1938 - 1940 годах, после зимовки вместе с "Садко" и "Малыгиным", его в отличие от последних не смогли вывести изо льдов, и он совершил 812-суточный дрейф, входе которого добровольно оставшиеся 15 моряков и ученых собрали уникальные материалы о Ледовитом океане, за что были удостоены звания Героев Советского Союза. В 1941 - 1942 годах "Седов" состоял в Беломорской военной флотилии, а потом его передали Наркомату морского флота. Только в 1967 году ветерана Арктики вывели из эксплуатации и продали на слом иностранной фирме "Семен Дежнев" (бывший "Адвенчер", вместимость 3400 т, длина 80,8 м, ширина 11,7 м, осадка 5,6 м, мощность паровой машины 2850 л с , скорость 12 узлов) построенный в 1906 году в Глазго, пришел в Архангельск 20 декабря 1915 года, а через 3 года погиб при невыясненных обстоятельствах со всем экипажем при очередном рейсе с военными грузами из Англии в Мурманск "Бонавенчер" (вместимость 2800 т, длина 73,1 м, ширина 10,9 м, осадка 5,2 м, мощность силовой установки 2200 л с , скорость 13 узлов), построенный в Глазго в 1908 году, переименованный в честь полярного исследователя В. А. Русанова (1875 - 1913), ошвартовался в Архангельске одновременно с "Дежневым" и попал в ведение Управления Беломорско-Мурманским районом. Через два года его зачислили во флотилию Северного Ледовитого океана, потом в МССМ. Демобилизованный после гражданской войны "Владимир Русанов" долго трудился в Арктике, осваивая Северный морской путь и снабжая полярные станции и зимовки. С началом Великой Отечественной войны он был взят в ледокольный отряд Беломорской флотилии, после чего вновь работал в полярных морях, и только 17 февраля 1957 года был сдан на слом "Беллавенчер" (вместимость 2650 т, длина 76,5 м, ширина 10 8 м, осадка 5,1 м, мощность силовой установки 2200 л с , скорость 13 узлов), тоже английской постройки, был назван в память золотопромышленника и мецената А. М. Сибирякова(1849 - 1933) Он прибыл в Россию вместе с "Дежневым" и "Русановым" и вошел в состав судов Беломорско-Мурманского района, через два года - флотилии Северного Ледовитого океана. В 20-е годы, подобно собратьям, осваивал Северный морской путь. А когда в начале 1932 года на правительственном уровне приняли решение пройти эту трассу в одну навигацию на транспорте ледового плавания (дабы в дальнейшем наладить здесь регулярное судоходство), выбор пал именно на него. Капитаном судна назначили В. И. Воронина, начальником экспедиции - О. Ю. Шмидта, руководителем ее научной части - профессора В. Ю. Визе. 28 июля "Александр Сибиряков" вышел из Архангельска, на четвертый день миновал пролив Маточкин Шар и 3 августа отдал якорь у острова Диксон. Поскольку до тех пор плавание проходило в благоприятных условиях, руководство экспедиции рискнуло впервые обойти Северную Землю с норда что представляло исключительный интерес для науки и практического мореплавания. Судно достигло 81° 28' северной широты, но выше подняться помешали тяжелые льды. 27 августа оно отдало якорь в бухте Тикси, а выйдя оттуда, повело на буксире речные пароходы "Якут" и "Партизан", из-за которых пришлось изрядно сбросить ход. Тем не менее удалось довести их до устья Колымы и двинуться дальше. В Чукотском море 'Сибиряков" потерял поочередно два гребных винта и под импровизированными парусами выбрался на чистую воду, где его встретил траулер "Уссуриец". Итог - впервые в истории Северный морской путь был пройден без зимовки, точнее, за 2 месяца и 5 дней. После ремонта "Сибиряков" продолжил службу в Арктике. С началом Великой Отечественной его вооружили двумя 76-мм и таким же количеством 45-мм пушек, зенитными пулеметами и зачислили в ледокольный отряд Беломорской флотилии. Там он пробыл до мая 1942 года, после чего вернулся в распоряжение Главного управления СМП. 25 августа в районе острова Белуха ледокольный пароход был перехвачен немецким тяжелым крейсером "Адмирал Шеер". Несмотря на подавляющее неравенство сил "сибиряковцы" отвергли предложение сдаться и вступили в бой, успев по радио предупредить командование о появлении в Карском море крупного неприятельского рейдера. Судно затонуло, уцелевшие моряки и пассажиры попали в плен и вернулись на Родину лишь после войны. "Садко" (бывший "Линтроз", вместимость 3800 т, длина 77,7 м, ширина 11,4 м, осадка 6 4м мощность паровой машины 3200 л с , скорость 15,3 узла, запас угля 250 т, ледовый пояс шириной 3,6 м имел толщину в оконечностях 32 мм, в центральной части корпуса - 21,6 мм) построили британские корабелы в Ньюкасле в 1913 году. Через два года российское правительство купило его для ледокольного отряда флотилии Северного Ледовитого океана. Летом следующего года, на переходе из Архангельска в Кандалакшу, пароход, на котором находились среди прочих пассажиров архангельские губернатор, прокурор, начальник жандармерии и другие чины наткнулся на подводную скалу, пропорол днище на 15 м и затонул. В начале 30-х годов водолазы обследовали пароход, покоившийся на глубине более 20 м, нашли его в хорошем состоянии и приступили к подъему. 14 октября 1933 года "Садко" всплыл на поверхность его отвели на архангельский судоремонтный завод "Красная кузница" и к следующей навигации ввели в строй. В 1935 году "Садко" принял на борт участников высокоширотной экспедиции, а спустя два года вместе с "Седовым" и "Малыгиным" был затерт в Северном Ледовитом океане. Вынужденную зимовку возглавил видный исследователь Арктики Р. Л. Самойлович. Он сумел так наладить быт 217 человек, что никто не пострадал от болезней и несчастных случаев, не было среди зимовщиков ссор и склок. Моряки и ученые (на "Садко" находилась группа практикантов Ленинградского гидрографического института) постоянно исследовали океан и атмосферу, собрав немало ценнейших материалов. Летом 1938 года ледокол "Ермак" вывел "Садко" и 'Малыгина" из ледового плена. Вот только "Садко" еще раз не повезло -13 сентября 1941 года напоролся на не отмеченный на карте Карского моря подводный камень и опять затонул После войны его вновь подняли починили и он проплавал до 1964 года Суда английской постройки, приобретенные царским правительством для обеспечения навигации на русском Севере, оказались очень удачными. Добротно сработанные корпуса выдерживали самые сильные сжатия льдов, сравнительно небольшая осадка позволяла разгружаться у необорудованного побережья, к примеру, там, где создавались метео- или радиостанции, вместимость трюмов делали их весьма рентабельными при народнохозяйственных перевозках паровые машины не требовали особо высококачественного угля Не случайно же конструкция "англичан" была положена в основу проектов ледокольных судов советской постройки, вместе с которыми ветераны еще долго и добросовестно трудились в арктических морях
"Георгий Седов" был назван в честь участника русско-японской войны, видного гидрографа, лейтенанта Г. Я. Седова(1877- 1914), трагически погибшего при попытке достичь пешком Северного полюса "Садко" получил имя знаменитого героя новгородских былин, гусляра, певца и удачливого гостя торгового "Семен Дежнев" назван в память о землепроходце С. И. Дежневе (ок 1605 - 1673), который проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, открыв пролив между Азией и Америкой |
|
ТМ 10-1994 г. |
||