Американский вариант ледокола с носовым винтом |
||
Главная |
В конце прошлого столетия капитаны американских ледоколов, работавших на Великих озерах, подметили любопытное явление. Когда их судно разворачивалось в разводьях, мощная струя от гребного винта весьма эффективно размывала лед. В 1887 году американец Кирби предложил оснащать ледоколы и носовым гребным винтом. Спустя 6 лет такое судно "Сент-Мерй" было построено для озера Мичиган, и уже первые его рейсы подтвердили правильность самой идеи. Заодно выяснилось: когда носовой винт гонит воду к корме, образуется поток, который играет роль своеобразной смазки, облегчающей корпусу движение во льдах. Если же винт работает наоборот, то струя от него же не только размывает лед и разрушает подводную часть торосов, а и отсасывает воду из-под днища - ледокол "садится" носом и действует более результативно. Кстати, создатель первого линейного ледокола, адмирал СО. Макаров, специально ездил в Америку познакомиться с устройством тамошних ледоколов и оборудовал "Ермак" носовым винтом. Правда, поход в Арктику показал - он не годится при плавании в плотных, многолетних полярных льдах, но для Балтики, Черного моря и заливов "американцы" подходили как нельзя лучше. В 1898 году по заказу финского таможенного и лоцманского ведомства на верфи компании "Армстронг" в Ньюкасле (где делали "Ермак") построили ледокол с носовым винтом "Сампо" (3052 л.с), через 9 лет - подобный "Тармо" (4000 л.с). С началом первой мировой войны их мобилизовали, и до 1918 года они обеспечивали походы боевых кораблей Балтийского флота, потом достались Финляндии. Повезло "Тармо" - ныне он корабль-памятник в Хельсинки. Война, когда военные грузы в Россию и сырье союзникам шли только морем, в Архангельск и Владивосток, убедительна показала - регулярному судоходству по замерзающему Белому морю мешает отсутствие ледоколов. И в марте 1915 года в Англии заказали несколько судов этого класса среднего тоннажа, также с носовыми винтами. Первыми были "Илья Муромец" и "Добрыня Никитич". Их отличали две слегка наклоненные дымовые трубы, "воронье гнездо" на фок-мачте для наблюдения за обстановкой, удлиненная надстройка, кроме грузовых стрел, имелись паровые краны. Агрегаты силовой установки располагались в изолированных отделениях - двух котельных и трех машинных. Все суда - с дифферентными и креновыми цистернами. Судьбы ледоколов английской постройки, спроектированных по-американски, сложились по-разному. В гражданскую войну "Илью Муромца" захватили французы, но по назначению не использовали (не было нужды), а в 1928 - 1929 годы перестроили в минный заградитель "Поллукс", превратив кормовые трюмы в погреба для 236 якорных мин и вооружив четырьмя 100-мм и двумя 37-мм пушками. В июле 1940 года, после разгрома Франции, им завладели англичане, и до июня 1946 года "Поллукс" прослужил в Королевском флоте учебным и опытовым судном. Потом его вернули французам, а те в 1951 году поставили ледокол на прикол. "Добрыня Никитич" (вместе с "Капитаном Давыдовым") работал на Дальнем Востоке, после войны прошел модернизацию, получил современное навигационное оборудование, перешел на Черное море и был исключен из списков только в 1971 году. "Козьму Минина" в 1919 году захватили белогвардейцы и передали французам, они переделали его в минный заградитель "Кастор" (в древнегреческой мифологии Кастор и Поллукс - сыновья Зевса и Леды, смертный и бессмертный герои-близнецы), носовой винт убрали. В декабре 1942 года корабль, разоруженный еще в 1940 году и стоявший в Бизерте, захватили немцы и в мае 1943 года затопили. Спустя 3 года французы подняли его и еще через 3 года сдали на слом. Последний в серии, "Князь Пожарский", в 1920 году был переименован в "Лейтенант Шмидт", потом его передали Мортрансу и назвали "Степан Макаров". Перед Великой Отечественной войной он работал на Черном море. 17 ноября 1941 года вышел из Новороссийска (или Туапсе) в Севастополь, но туда не прибыл. Что случилось с судном водоизмещением 2156 брт и 62 моряками (по другим данным, на борту было 120 человек), так и осталось неизвестным... В 1925 году для латвийского военно-морского флота, состоявшего из 2 боевых кораблей и такого же количества вспомогательных судов (общим водоизмещением 1160 т), построили ледокол "Кришьянис Вальдемарс", образцом для которого послужил российский "Петр Великий". Их особенностью было необычное отношение длины к ширине - 3:5, что обеспечивало им отменную маневренность. Прямой форштевень ниже ватерлинии переходил в скошенную (до носового винта) подводную часть, в центре шпангоуты располагались с интервалом 457 мм, а в носу и корме - 305 мм, по ватерлинии шел ледовый пояс шириной 900 мм и толщиной 25 мм, в районе машинного отделения имелось двойное днище. Креновые цистерны вмещали 630 т воды. С 1940 года ледокол служил в советском флоте. 28 августа 1941 года, при эвакуации Таллинна, он подвергся налету 77-го авиаполка 806-й авиабомбардировочной группы люфтваффе и, получив несколько попаданий, затонул. После войны его подняли, восстановили, перевели во Владивосток, где он трудился до 1969 года. В 1926 году в Голландии, по финскому заказу, построили "Яакарху" - один из первых ледоколов, предназначенных и для военного флота. На его палубе и надстройке оборудовали фундаменты под орудия среднего калибра, перед машинным отделением и в корме устроили артпогреба, корпус разделили переборками на 8 водонепроницаемых отсеков. Толщина ледового пояса достигала 28,6 мм. В фор- и ахтерпиках находились дифферентные цистерны, а 5 центробежных насосов могли перегнать из одной в другую 5 т воды за 5 минут; креновые цистерны, расположенные рядом с машинным отделением, заполнялись за 10 минут, после чего судно наклонялось на 5 градусов. Носовой винт был уже привычным, а вот автоматическая буксирная лебедка стала новинкой для 20-х годов. В период второй мировой войны на "Яакарху" установили четыре 102-мм орудия. К этому судну судьба оказалась милостивой - оно избежало атак с воздуха, с моря и из-под воды. В 1944 году Финляндия благоразумно порвала с немецким союзником и заключила перемирие. По его условиям часть боевых кораблей и торговых судов были переданы Советскому Союзу; в их число попал и военизированный ледокол, который, сменив "гражданство", получил и новое имя - "Сибиряков", в честь первопроходца Северного морского пути - ледокольного парохода, героически погибшего летом 1942 года в неравном поединке с немецким тяжелым крейсером "Адмирал Шеер". В 50-е годы "Сибирякова" модернизировали, несколько изменив надстройки и установив совершенное по тем временам навигационное оборудование. Долгая вахта ледокола закончилась спустя два десятилетия - в 1972 году его отвели в Италию, на сломовую верфь. На том прервем историю ледоколов американского типа, названных так в отличие от "русских", образцом для которых послужил знаменитый макаровский "Ермак". |
|
ТМ 08-1994 г. |
||