ледокол история

По совместительству

Главная

В марте 1710 года корпус графа Ф.М. Апраксина, совершив 130-километровый переход по льду Финского залива, вышел к шведской крепости Выборг, но взять ее сразу не удалось. Тогда к Выборгу двинулось до 250 кораблей и транспортов, которыми командовал сам Петр I Они доставили подкрепления, боеприпасы, осадную артиллерию и блокировали шведов с моря. В июне гарнизон капитулировал. Поход флота проходил в крайне сложных условиях. Финский залив был плотно забит льдом; чтобы провести суда, его пришлось разбивать пешнями, подрывать фугасами, кроме того, с носовых частей некоторых боевых кораблей на него обрушивали на канатах пушки. Пожалуй, это был один из первых случаев использования флота в несвойственной ему роли ледокольного.

Впрочем, деревянные парусники меньше всего годились для этого. В основном, из-за того, что полностью зависели от ветра и не могли маневрировать в разводьях, да и их корпуса получали серьезные повреждения от ударов льдин.

С середины XIX века появились коммерческие суда и боевые корабли с паровыми машинами и металлическими корпусами. У наиболее крупных и хорошо защищенных броненосцев и мониторов борт по ватерлинии был усилен мощным бронепоясом, а в носовой части устраивали прочный, выступающий вперед таран. Словом, у них было все, чтобы разрушать лед и выдерживать его натиск. Поэтому в суровые зимы власти северогерманских городов иногда обращались за помощью к военному флоту, и тот предоставлял им на время броненосцы. Так было и в Дании, где в аналогичной роли довелось выступать монитору «Рольф Краке» . В основном, подобная «конверсия» диктовалась отсутствием или нехваткой ледоколов. Да и позже к ней прибегали при сходных обстоятельствах.

...С началом первой мировой войны Россия оказалась отрезанной от союзников по Антанте — балтийские и черноморские проливы перекрыли противники. Перевозки военных грузов из Владивостока по транссибирской магистрали были слишком долгими. Оставался Архангельск на Белом море. Уже в 1914 году туда пришло 129 транспортов с союзническими поставками. «Вопрос об Архангельске с каждым днем становится настолько серьезным, что срочно заставляет принимать меры, дабы обеспечить способность этого порта принимать прибывающие к нам грузы»,— писал морской министр адмирал И.К. Григорович. Вскоре там началось строительство новых причалов и складов, однако Белое море замерзает и зимой судоходство по нему прекращается.

К началу войны Россия не располагала на Севере военным флотом, не считая небольшого транспорта «Бакан», охранявшего промыслы. Коммерческих судов было немного, ледоколы вообще отсутствовали. А в полярных морях следовало ожидать появления немецких подводных лодок и вспомогательных крейсеров. Для защиты от них англичане согласились прислать несколько боевых кораблей, в том числе старый линкор Юпитер», а министерство спешно лриобрело за границей ледорез «Канада», ледокольный пароход «Линтроз», заказало еще несколько. Когда в декабре 1914 года «Канаду» пришлось отправить на ремонт в Англию, за нее пришлось потрудиться «Юпитеру», благо немецкие рейдеры так и не показывались.

Однако обеспечить регулярное мореплавание зимой импровизированный ледокол не мог. Хотя мощность его силовой установки была достаточной и 228-мм бронепоясу не грозили удары льдин, сам линкор — корабль длиннее и уже ледоколов — не мог маневрировать в разводьях и, тем паче, окалывать застрявшие суда, проходя впритирку к ним.

Через некоторое время «Юпитер» вернули на родину, а на смену прислали почти однотипный линкор «Албемарль», который действовал на русском Севере с тем же успехом...

Поэтому в Петрограде решили закупить и заказать мощные ледоколы и грузопассажирские суда ледового плавания, а также построить в незамерзающем Кольском заливе порт Романов (ныне Мурманск) и железную дорогу, соединившую его с центром страны.

...В начале 1918 года Балтийский флот оказался в трудном положении — к Ревелю (ныне Таллинн), где он базировался, подходили немецкие войска и вооруженные отряды националистов. Было решено перевести боевые корабли, вспомогательные суда и транспорты в Гельсингфорс (Хельсинки), преодолев замерзший Финский залив с помощью 4 мощных ледоколов. Это удалось, но в только что обретшей независимость Финляндии шла война между «белыми» и «красными», причем правительство откровенно поддерживало первых — например, не отреагировало на захват ими ледокола «Сампо» (3052 л.с). А в северной части Балтийского моря уже появилась немецкая эскадра контрадмирала Маурера.

Согласно Брестскому мирному договору, России следовало вывести флот в Кронштадт и Петроград либо разоружить его и оставить до лучших времен в финских портах, что вполне устраивало немцев. Однако в Петрограде предпочли первый вариант, осуществив то, что впоследствии получило название «Ледового перехода».

12 марта в скованный льдом Финский залив вышел первый отряд — 4 новейших линкора и 3 крейсера, сопровождаемые двумя ледоколами. Поскольку к тому времени белогвардейцы успели захватить «Волынец» (бывший «Царь Михаил Федорович», 5880 л.с), «Тармо» (4000 л.с.) и «Черноморский № 1» (450 л.с), операцию обеспечивал только один мощный корабль этого класса — «Ермак».

Первый отряд благополучно пробился на восток, и 3 апреля в залив вышел второй, состоявший из 2 линкоров, такого же количества крейсеров и 3 подводных лодок, сопровождаемых портовыми ледоколами «Силач» (2000 л.с.) и «Город Ревель» (1600 л.с). Уже началась подвижка льдов, в заливе громоздились торосы, корабли то и дело останавливались, их приходилось постоянно окалывать или брать на буксир. Особенно трудно приходилось подводным лодкам.

Тогда на помощь ледоколам пришел линкор «Андрей Первозванный». Как вспоминал механик подводной лодки «Тур» Г.М. Трусов, «толстый лед с трудом поддавался натиску морского гиганта, шедшего под всеми 25 котлами. Время от времени он останавливался, отрабатывал назад, а затем с разгона раскалывал могучими ударами ледяные торосы. Сделав это, броненосец давал протяжный гудок, означавший «Следовать за мной». Так повторялось много раз...»

И этот отряд без потерь достиг портов назначения. Последний же уходил из Гельсингфорса, когда на горизонте появилась немецкая эскадра. Путь ей во льдах прокладывали угнанные противником ледоколы.

Теперь в ровном 60-сантиметровом ледяном поле застряли длинные и узкие субмарины. Тут-то и показали себя сторожевики: к корме «Ястреба» плотно пристроился «Руслан», после чего оба, развив полную мощность машин, пробили лед, освободили подводников и повели их за собой

Вот так Финский залив преодолело 211 кораблей и судов Балтийского флота, многие из которых продолжили службу в РККФ.

В заключение напомним об обратном примере. Осенью 1941 года черноморцы вооружили 130-мм пушками и пулеметами только что построенный для Главного управления Северного морского пути линейный ледокол «А. Микоян», и он уже в качестве вспомогательного крейсера участвовал в обороне Одессы.


По совместительству


 

ТМ 02-1994 г.

 
     
Hosted by uCoz