Ледоколы для Эльбы |
||||
Главная |
Льдоразрушающие устройства «гамбургского типа» не случайно появились именно в Гамбурге — промышленном и торговом центре, связанном по Эльбе с крупными городами и индустриальными регионами. Вообще-то эту реку немцы разделяют на два участка — от прусско-саксонской границы и до зоны, куда доходят морские приливы, что влияет на гидрологический режим, и оттуда до устья. На первом зима начинается, как на Висле и других реках,— сначала возникает тонкий слой поверхностного льда, потом он смерзается, образуя прочный и толстый покров с торосами высотой до 4 м. А на втором многое происходит иначе — там на ледоставы воздействуют приливы и отливы. Понятно, что для столь специфичных условий потребовались суда особой конструкции. В 1878 году на верфи «Рейхенштиг» построили ледокол «Хофе» длиной 25,7 м, шириной 6,4 м, осадкой 2,5 м. Минимальная высота надводного борта 0,7 м, для плавания в море он не предназначался. При скромном водоизмещении в 155 т его оснастили мощной (410 л.с.) паровой машиной двойного расширения, что позволяло ему выполнять разнообразные работы в порту и на реке. Порт разрастался, и понадобились еще ледоколы. В 1883 году здесь заложили «Самсон». При водоизмещении 168 т длина 27,4м, ширина 6,4м, осадка 2,5 м, паровая машина в 330 л. с. Спустя 6 лет построили небольшой «Меве» водоизмещением всего 100 т, длиной 21,2 м, шириной 5,2 м, осадкой 0,7 м, силовая установка по мощности почти не отличалась от машины «Самсона». Ив том и другом случаях энерговооруженность судов была весьма высокой. Однако неожиданно разразившаяся суровая зима 1891 — 1892 годов тем не менее показала, что ледоколы должны быть крупнее и обладать лучшими мореходными свойствами. И в 1892 году на верфи, успевшей накопить необходимый опыт, заложили «Эльбу» (водоизмещение 275 т, длина 29,9 м, ширина 7,1 м, осадка 3 м, мощность силовой установки 360 л.с), которая представляла собой как бы промежуточный тип между ледоколами для Эльбы и для других рек. В том году гамбургская флотилия ледоколов насчитывала уже 7 единиц, из них три малых обслуживали порт и реку на протяжении 120 км вверх по течению, остальные трудились в ее устье. Все они в той или иной степени могли считаться потомками «Эйсбрехера-1», корпус которого отличался таранным образованием, впереди. Такие суда успешно раскалывали относительно тонкие и ровные ледяные поля лобовыми ударами; на более же плотные и прочные вползали носовой частью и давили их собственной массой. А чтобы удобнее было это делать, центр тяжести смещали в корму, заполняя забортной водой дифферентные цистерны. Любопытно: исследовав особенности ледостава на нижней Эльбе в 1860 — 1899 годы, немецкие специалисты установили, что в результате регулярной деятельности ледоколов в районе Гамбурга несколько изменился сложившийся веками режим замерзания реки... Что же касается верхней Эльбы, то там к строительству подобных судов приступили в 1888 году, после того, как подытожили успехи вислинских и гамбургских. Первыми на верфи «Общества судоходства по Эльбе» под Дрезденом построили «Валь», «Делъхип» и «Роббе». «Валь» сконструировали так, чтобы, подобно предшественникам, он давил бы лед собственным весом. Для чего носовую часть выполнили «подрезанной» внизу к форштевню и приподнятой, в корме устроили дифферентную цистерну — заполнив ее, увеличивали осадку и еще приподнимали нос. Шпангоуты разместили неравномерно: с интервалами 500 мм в кормовой части, 400 мм в средней и 300 мм в носовой, испытывающей наибольшие нагрузки при работе. Водоизмещение ледокола было сравнительно небольшим — 125 т, длина —26,4 м, ширина — 5,5 м, осадка при полной загрузке угольных ям —1,8 м, после приема жидкого балласта — 2,1 м. Обшивку выполнили из стальных листов толщиной 10 мм в носовой части, и 3 — 6 мм — в центре и корме. Машина системы компаунд с двумя цилиндрами и внутренним охлаждением имела мощность 270 л.с, достаточно, чтобы на чистой воде судно развивало 19,6 км/ч. В угольные ямы входило 11 т топлива —запас для непрерывной работы силовой установки в течение 30 ч. «Дельхип» и «Роббе» по устройству были аналогичны «Валь», но несколько меньше, максимальная осадка не превышала 1,5 м, машина, тоже компаунд, в 110 л.с. обеспечивала скорость 17,7 км/ч. В 1891 году чины Министерства общественных работ предложили правительству построить три новых ледокола. При этом «Эйсбар» и «Вальрос» предполагалось сделать однотипными с «Валь». Их постройку начали в 1892 году на судостроительном заводе в Штеттине. Водоизмещение каждого составило 170т, длина— 29,5м, ширина — 6,0 м, осадка при полных угольных ямах — 1,8м, а с водным балластом — 2,4м. Паровая машина с котлами морского типа мощностью 300 л.с. позволяла развивать на чистой воде до 18,5 км/ч, запас угля был рассчитан на 50 ч. Третье, «Люнебург», спроектировали для Гамбурга заодно и как судно водной инспекции. Конструктивно оно относилось к так называемым «таранам» с лыжеподобной конфигурацией носовой части. Считалось, такое как нельзя лучше подходит для разрушения мощных ледовых заторов, перед которыми зачастую пасовали «ползуны». «Люнебург» построили в 1892 году на одной из гамбургских верфей. Водоизмещение не превышало 70 т, осадка — 1,7 м —увеличивалась после приема жидкого балласта. Машина в250л.с. обеспечивала скорость 18,5 км/ч. Вскоре на верхней Эльбе работало 5 ледоколов, более крупных, нежели вислинские. Как правило, они взламывали ледовый покров, идя против течения и держась, по возможности, середины реки, чтобы обломки льда уносило течением к устью. Большие ледоколы сходу вползали на лед и давили его, следом, примерно в 30 м, шли малые и подчищали края проделанного судоходного канала, ширина которого достигала 50м. После того, как суда обрабатывали полутора-километровый участок, они разворачивались и на полных парах шли назад, разводя крутую волну, размывавшую края канала и большие льдины. Еще два ледокола оставались в резерве, ниже по течению. Днем они раскалывали шугу и припай, но — всегда пребывая в готовности ликвидировать образующиеся заторы — там, где речная вода встречается с поднимающейся приливом морской. В 1898 году немцы построили еще одно малое ледокольное судно многоцелевого назначения — паровой баркас «Фриббе» водоизмещением всего 35 т. Его форштевень выполнили с наклоном к корме, подводная часть была скошена к ватерлинии и образовывала нечто вроде таранного выступа, которым в те годы оснащали крупные боевые корабли — броненосцы и крейсера. К сожалению, нам не удалось получить достоверные чертежи основных элъбинских ледоколов, а потому статью о них мы решили сопроводить изображением этого небольшого, но не менее оригинального судна. |
Ледокольный баркас «Фриббе» Водоизмещение, т 35 Длина, м 17,8 по ватерлинии 16,7 Ширина, м 3,2 Осадка, м 0,9 Мощность паровой машины, л.с. 80 |
||
ТМ 10-1993 г. |
||||