Краткая история ледоколов |
||
Главная Ледоколы и Арктика. |
Первый ледокол Пайлот был создан в России в 1864 г. кронштадтским промышленником М. О. Бритиевым. В 1871 г. с использованием чертежей Бритнева в Германии был построен ледокол Айсбрехер 1. На основании опыта работы кронштадтского ледокола носовой оконечности этого судна было придано тупое, "ложкообразное" очертание с криволинейным форштевнем. Миделевое сечение было сделано полукруглым. В дальнейшем такой тип ледокола, названный «гамбургским», получил распространение в Западной Европе и в течение 25 лет после постройки Пайлота являлся основным типом ледокола за границей. Как показала практика, ледоколы «гамбургского» типа оказались мало пригодными для работы в заснеженных и торосистых льдах Ледоколостроение начало быстро развиваться в Финляндии, Данин и Швеции; в США, на Великих озерах, появились ледоколы «американского» типа, которые были оборудованы носовым винтом и имели специфическую форму носовой оконечности. Первыми из них были пароход Св. Мария, построенный в 1893 г., и паромы для пролива Маккинак. Основным назначением носового винта отбрасывание льдин от носовой оконечности и размывание торосов при работе его на задний ход. Всего к началу XIX в. было построено около 40 ледоколов. Большую часть из них составляли сравнительно небольшие ледоколы-буксиры, паромы-ледоколы, ледоколы для работы в устьях рек, каналах и гаванях. Эти ледоколы имели длину от 30 до 45 м, мощность паровой энергетической установки от 150 до 1300 л. с. Постройка Россией в 1890 г. ледокола "Ермак" оказала громадное влияние на все мировое ледокол ост роение. Технические условия на постройку ледоколов. "Ермак" были разработаны С. О. Макаровым. "Ермак" отличался от всех построенных до него ледоколов размерениями, мощностью, числом винтов (три кормовых винта), формой и конструкцией корпуса, наличием ряда специальных устройств и систем (например, креновой системы). Форма корпуса ледокола "Ермак" удачно сочетала высокие ледокольные и ледорезные свойства. Носовые шпангоуты имели форму клина, способствующую разрушению ледяного покрова вертикальным давлением и перемещению разломанных льдин вдоль бортов, а очертания мидель-шпангоута были близки к трапеции. Успешная работа "Ермака", получившего название ледокола «русского» типа, в тяжелых льдах подтвердила преимущества этого ледокола перед «гамбургским» и «американским» ледоколами. Свое развитие «русский» тип ледокола получил в построенных по заказу России в период первой мировой войны ледоколах, имевших мощность энергетических установок от 4 000 до 10 000 л. с: Красин, Степан Макаров, Козьма Минин, Добрыня Никитич и др. Необходимо заметить, что в этот период все ледоколы строились Россией на заграничных верфях. Важной вехой в развитии ледоколостроения явилась постройка Швецией в 1932 г. ледокола Имер, впервые оборудованного дизель-электрической энергетической установкой. Применение электродвижения позволило повысить мощность, улучшить маневренные и тактические качества ледоколов. По типу Имера начали строиться ледоколы в различных странах (ледокол Сису - Финляндией в 1939 г., серия ледоколов типа Уинд в 1943—1945 гг.—США и др.). Немаловажным было первое применение на американском ледоколе Раритан (1939 г.), а затем на ледоколах типа Уинд сварной наружной обшивки корпуса. В 1953 г. вступил в строй финский ледокол Войма, оборудованный двумя кормовыми и двумя носовыми винтами. Войма послужила прототипом для большинства ледоколов прибалтийских стран, построенных в последующие годы, которые часто называют ледоколами «европейского» типа. В СССР строительство мощных морских ледоколов началось в 1936 г. с постройки ледокола Сибирь. С тех пор наша страна прочно занимает ведущее место в мировом ледоколостроении. С 1954 г. были построены: серия из трех ледоколов типа Капитан Белоусов, пять мощных ледоколов типа Москва, большая серия ледоколов типа Василий Прончищев. Наиболее крупным достижением
современного ледоколостроения явилась постройка в 1959
г. в СССР первого в мире ледокола с энергетической
установкой на ядерном топливе — атомохода Ленин. |
|
Сокрушающие лед |
||